Chronicles of the Cyprus Passport Saga. Part 16

Хроники кипрской саги о паспортах. Часть 16
3 February 2021 Liza Medvetskaya
3556

On Tuesday, February 2, as part of a series of public hearings (of a four-person Ad Hoc Committee chaired by ex-Chief Justice of the Supreme Court Myron Nikolatos and attended by Demetra Kalogirou, Chairman of the Securities and Exchange Committee, Kyriakos Kyriakou, Assistant Chairman of the Cyprus Accounts Chamber, and Financial Commissioner Pavlos Ioannou) Acting President of Cyprus Nicos Anastasiades testified under oath.

Anastasiades said that he had nothing to do with the issuance of passports to foreign investors, and he never approved (on his own initiative) applications for participation in the Citizenship by Investment program.

During interrogation, the President of Cyprus denied any conflict of interest and corruption in the Cyprus investment program, which was cancelled last October.

"I never interceded for or against any citizenship applicant. If anyone has information to the contrary, let them produce it." - said Anastasiades.

It should be noted that when the president entered the room where the Comittee members were waiting for him, he was in a good mood and told jokes to journalists, and during interrogation he looked very calm and friendly.

Following an opening speech in which the president told about the citizenship program evolution during his tenure, committee members asked Ananstasiadis a series of questions about the relationship between his former law firm and his son-in-law's company with the scheme.

He openly admitted that the law firm Nicos Chr. Anastasiades and Partners LLC has submitted 57 applications on behalf of foreign investors. But only a small part of these applications were approved while he was already in the presidency of Cyprus.

Anastasiades noted that in 1997, when he took over the leadership of the Disy party, he did not have much time left to properly run his law firm. And in March 2013, being elected President of the Republic of Cyprus, he had to sever all ties with Nicos Chr. Anastasiades and Partners LLC, transferring his share in the firm to his daughters.

At the same time, he stressed that his daughters are considered politically significant persons, therefore the office of Nicos Chr. Anastasiades and Partners LLC is constantly monitored by organizations such as MOKAS, Moneyval, the Bar Association and even the Auditor General.

"If I wanted to favour certain applicants or to promote my law firm, it would have been easy to assign everything to a different law firm. Why would we file 57 applications fr om my own law firm if we had something to hide?" -- the president added.

The president was then asked questions about his connection with the Saudi sheikh, who, along with dozens of his relatives, received Cyprus passport in 2015.

It should be noted that the chairman of the committee, Myron Nikolatos, advised the president to refuse to answer, otherwise he would potentially incriminate himself. But, Anastasiades was not scared and said that he had no problems with talking about this topic, as he wants to clarify this issue once and for all.

The President of Cyprus said that a group of six Saudis, the sheikh and five of his relatives, received citizenship not according to an accelerated scheme, but by collectively investing about 20 million euros in real estate, instead of the required 15. This fact, according to Anastasiades, proved that no favoritism was shown to the Saudis. In turn, this suggests that the sheikh does not owe him anything in return.

By the way, the Auditor General began an investigation into this case after it turned out that Anastasiades used the sheikh's private jet to travel to New York to visit the UN General Assembly in September 2019.

Later it turned out that the president was also flying to the Seychelles on the Saudi investor plane to spend a vacation with his family. According to the auditor general's report, the joint citizenship application was submitted by the aircraft owner, two siblings and three other relatives. All these people received Cypriot citizenship by a government decision on January 14, 2015.

According to Anastasiades, he flew to the Seychelles twice aboard an airplane, in 2015 and in 2018. But only the trip in 2018 was free as Saudi Arabia showed a gesture of goodwill.

The president was also asked about allegations that, during a trip to Athens, he mentioned that his former law firm earned €300 million in a year, which he intends to send to the Seychelles by private jet.

"I don’t even know wh ere the banks are located [in the Seychelles]. Besides, it’s not as if this were some secret trip…my daughters were posting about it," - answered Anastasiades.

Whatever it was, but the same plane was also used to transport the President to Paris in November 2019 for the EU meetings. By the way, Anastasiades explained this by the fact that the lowest air ticket price offered to him and his entourage by other air carriers at that time was 77 thousand euros. Saudi Arabia agreed to carry out the flight for only 20 thousand euros.

The President noted that the state saved about 1 million euros on such agreements, and expressed regret that such investors were criticized in the press.

"Of course I knew the Saudi, we were friends. I never acted as his lawyer." - said Anastasiades.

According to the president, Ministry of Finance documents show that instead of the minimum amount of 15 million euros, the Saudi family has invested about 20 million euros. The President also stressed that the naturalization of Saudi citizens is based on the criteria of the investment program and without any exceptions.

"How do you imagine it? The Saudi received citizenship not because he invested money, but because of friendly actions towards the Cypriot state? I would have been considered a bribe long ago. Fortunately, no exceptions were made, all criteria were met," the president added.

Echoing previous officials who testified before the Commission, the head of state acknowledged that the Cyprus investment scheme was flawed. For example, until 2018 there was no rigorous selection of applicants.

"The scheme’s criteria and background checks were gradually beefed up, so that by the time more safeguards were introduced in July of 2020 it became “the strictest” investment migration program in Europe" - Anastasiades said.

Хроники кипрской саги о паспортах. Часть 16

After the end of the interrogation, Anastasiades went to the journalists and said that Cyprus would no longer return to the citizenship program in exchange for investments in the island's economy, but would use other methods of attracting capital to the country.

The President stressed that the state will provide investors with various benefits, but not citizenship.

Regarding his testimony, the president said that he answered honestly and gave real facts.

"There are no difficult questions when there are reasoned answers," the president said.

Anastasiades added that the opposition has every right to criticize his actions, but at the same time made it clear that from this moment he will stop reacting to everything that will be associated with the passport scandal and will fully concentrate on the tasks facing the government. Among them, he named the solution to the Cyprus problem, taking into account the upcoming five-sided summit on the settlement on the island, the fight against the spread of the coronavirus and the resolution of the financial problems that caused the pandemic, as well as the implementation of the promised reforms of the country's governance system, as well as the health, education and justice systems.

There are serious issues for which everyone's cooperation is necessary. I am ready to cooperate with all political forces in an honest manner," the president said.

Chronicles of the Cyprus Passport Saga:

  1. Part 1 (link)
  2. Part 2 (link)
  3. Part 3 (link)
  4. Part 4 (link)
  5. Part 5 (link)
  6. Part 6 (link)
  7. Part 7 (link)
  8. Part 8 (link)
  9. Part 9 (link)
  10. Part 10 (link)
  11. Part 11 (link)
  12. Part 12 (link)
  13. Part 13 (link)
  14. Part 14 (link)
  15. Part 15 (link)
  16. Part 16 (link)
  17. Part 17 (link)
  18. Part 18 (link)
Source: philenews.com, cyprus-mail, stockwatch.com.cy
Photos: cyprus-mail
No one has left a comment yet
Place qoute
New objects

House for sale

€ 600 000

Flat for rent

€ 750

Flat for rent

€ 3 000

Flat for rent

€ 700

Flat for rent

€ 10 000

Apartment for sale

€ 240 000

Flat for rent

€ 900

Flat for rent

€ 5 200

Flat for rent

€ 3 000

Flat for rent

€ 6 500
Компания «Dom Real Estate» Контакты:
Адрес: Limassol, Cyprus,
Телефон:+357 25 212 212, Электронная почта: info@dom.com.cy

Хроники кипрской саги о паспортах. Часть 16

Хроники кипрской саги о паспортах. Часть 16
3 Февраля 2021 DOM LiVE
1292 0

Во вторник, 2 февраля, в рамках серии публичных слушаний Специального комитета из четырёх человек под председательством экс-главы Верховного суда Мирона Николатоса и с участием председателя комитета по ценным бумагам и биржам Деметры Калогиру, помощника председателя Счетной палаты Кипра Кириакоса Кириаку и финансового комиссара Павлоса Иоанну свои показания под присягой дал действующий президент Кипра Никос Анастасиадис.

В частности, Анастасиадис заявил, что не имеет никакого отношения к выдаче паспортов иностранным инвесторам, а тем более никогда не одобрял по своей инициативе заявки на участие в программе «Гражданство за инвестиции».

Во время допроса президент Кипра отрицал любой конфликт интересов и схему «услуга за услугу» в отношении кипрской инвестиционной программы, закрытой в октябре прошлого года.

Я никогда не ходатайствовал «за» или «против» какого-либо кандидата на получение гражданства. Если кто-то обладает другой информацией, пусть предоставит доказательства - заявил Анастасиадис.

Нужно отметить, что президент зашёл в комнату, где его ждали члены Комитета, обмениваясь любезностями и шутками с журналистами, а во время допроса он выглядел очень спокойным, собранным и приветливым.

После вступительной речи, в которой президент рассказал об эволюции программы гражданства во время своего правления, члены Комитета задали Ананстасиадису ряд вопросов о связи его бывшей юридической фирмы и компании его зятя с этой схемой.

Он открыто признал, что юридическая фирма Nicos Chr. Anastasiades and Partners LLC подала 57 заявок от имени иностранных инвесторов. Но лишь небольшая часть из этих заявок была одобрена в то время, когда он уже находился на посту президента Кипра.

Анастасиадис отметил, что в 1997 году, когда он возглавил партию Disy, у него осталось немного времени, чтобы должным образом руководить своей юридической фирмой. А в марте 2013 года, будучи избранным президентом Республики Кипр, ему и вовсе пришлось разорвать все связи с Nicos Chr. Anastasiades and Partners LLC, передав свою долю в фирме дочерям.

При этом, он подчеркнул, что его дочери считаются политически значимыми лицами, поэтому офис Nicos Chr. Anastasiades and Partners LLC постоянно контролируется такими организациями, как MOKAS, Moneyval, Коллегией адвокатов и даже Генеральным аудитором.

Если бы я хотел отдать предпочтение определённым кандидатам или продвигать свою юридическую фирму, было бы легко передать все в другую юридическую фирму. Зачем нам подавать 57 заявок от моей собственной юридической фирмы, если нам есть что скрывать?, - добавил президент.

Отвечая на вопрос членов Комиссии продвигал ли его зять, владеющий строительными компаниями, заявки на натурализацию своих клиентов через другие юридические фирмы, Анастасиадис ответил отрицательно. Он подчеркнул, что строительная компания Янниса Мисирлиса существовала более пяти лет, прежде чем он стал его зятем. 

Затем Комиссия спросила Анастасиадиса, был ли его зять акционером проекта марины Айя-Напы и выдавались ли иностранцам паспорта за участие в проекте. 

Я не могу отвечать полностью за деятельность своего зятя, однако могу уверенно сказать, что многие акционеры получили паспорта благодаря многомилионным вложениям в проект, что соответствовало критериям предоставления гражданства на тот момент, - ответил президент.

Далее президенту задали вопросы о его связи с шейхом Саудовской Аравии, который вместе с десятками родственников получил кипрские паспорта в 2015 году.

Надо отметить, что председатель комитета Майрон Николатос посоветовал президенту отказаться от ответа, иначе он потенциально оговорит себя. Но, Анастасиадес не испугался и сказал, что у него нет проблем с разговором на эту тему, так как он хочет прояснить этот вопрос раз и навсегда.

Президент Кипра рассказал, что группа из шести саудовцев - шейха и пятерых его родственников - получили гражданство не по ускоренной схеме, а коллективно инвестировав около 20 миллионов евро в недвижимость, вместо требуемых 15-ти. Этот факт, по словам Анастасиадиса, доказывает, что саудовцам не было оказано никакого фаворитизма. В свою очередь, это говорит о том, что шейх ничего не должен ему взамен.

К слову, Генеральный аудитор начал расследование этого дела после того, как выяснилось, что Анастасиадис использовал частный самолёт шейха для поездки в Нью-Йорк на Генеральную Ассамблею ООН в сентябре 2019 года.

Позже выяснилось, что президент на самолёте саудовского инвестора ещё летел и на Сейшельские острова, чтобы провести отпуск со своей семьёй. Согласно отчёту генерального аудитора, совместное заявление о предоставлении гражданства было подано владельцем самолёта, двумя братьями и сёстрами и тремя другими лицами. Все эти люди получили кипрское гражданство решением правительства от 14 января 2015 года.

По словам Анастасиадиса, он дважды летал на Сейшельские острова на борту самолёта — в 2015 году, а затем в 2018 году. Но только поездка в 2018 году была бесплатной – Саудовская Аравия проявила жест доброй воли.

Президента также спросили об утверждениях, согласно которым во время поездки в Афины он обмолвился, что его бывшая юридическая фирма заработала 300 млн евро за год, которые он намерен отправить на Сейшельские острова частным самолётом.

Я даже не знаю, где находятся банки на Сейшельских островах. Мы летали туда, но, конечно, не для перевода 300 млн евро. Кроме того, это не было тайной поездкой, поскольку мои дочери писали об этом, - ответил Анастасиадис.

Как бы там ни было, но этот же самолёт также использовался для перевозки президента в Париж в ноябре 2019 на заседания ЕС. К слову, Анастасиадис объяснил это тем, что самая низкая цена авиабилета, которую предложили ему и его окружению другие авиаперевозчики тогда, составила 77 тыс евро. Саудовская Аравия согласилась осуществить перелёт всего за 20 тыс евро.

Президент отметил, что государство сэкономило около 1 млн евро на подобных соглашениях, и выразил сожаление по поводу того, что подобные инвесторы подверглись критике в прессе.

Конечно, я знал шейха, мы были друзьями. Но я никогда не выступал в качестве его адвоката. Я рад, что у меня выпал шанс наконец рассказать реальную историю о Саудовской Аравии, - подчеркнул Анастасиадис.

По словам президента, документы Минфина показывают, что вместо минимальной суммы в 15 миллионов евро саудовская семья инвестировала примерно 20 миллионов евро. Президент также подчеркнул, что натурализация граждан Саудовской Аравии основана на критериях инвестиционной программы и без каких-либо исключений. 

Вы как себе это представляете? Шейх получил гражданство не потому, что вложил деньги, а из-за дружеских действий в отношении кипрского государства? Меня бы давно сочли взяточником. К счастью, никаких исключений не было сделано, все критерии были соблюдены, - добавил президент.

Вторя предыдущим официальным лицам, давшим показания перед Комиссией, глава государства признал, что инвестиционная схема Кипра имела недостатки. Например, до 2018 года не проводился строгий отбор претендентов.

Он признал, что «эта ситуация позволила нескольким плохим яблокам проскользнуть сквозь трещины, в частности, малазийскому бизнесмену Джо Лоу».

Критерии схемы и проверка биографических данных были постепенно усилены, так что к моменту введения дополнительных мер защиты в июле 2020 года она стала «самой строгой» программой инвестиционной миграции в Европе, - заявил Анастасиадис.

Хроники кипрской саги о паспортах. Часть 16

После окончания допроса Анастасиадис вышел к журналистам и заявил, что Кипр больше не вернётся к программе предоставления гражданства в обмен на инвестиции в экономику острова, а будет использовать иные способы привлечения капитала в страну.

Президент подчеркнул, что государство предоставит инвесторам различные льготы, но не гражданство.

Касательно своих показаний, президент сказал, что отвечал честно и приводил реальные факты.

Нет сложных вопросов, когда есть аргументированные ответы, - сказал президент.

Анастасиадис добавил, что оппозиция имеет полное право подвергать критике его действия, но при этом дал понять, что с этого момента он перестанет реагировать на все, что будет связано с паспортным скандалом, и полностью сконцентрируется на стоящих перед правительством задачах. В их числе он назвал решение кипрской проблемы с учётом предстоящего пятистороннего саммита по урегулированию на острове, борьбу с распространением коронавируса и разрешение тех финансовых проблем, которые породила пандемия, а также проведение обещанных реформ системы управления страной, как и систем здравоохранения, образования и правосудия.

Есть серьёзные проблемы, требующие всеобщего сотрудничества. Поэтому, я заявляю сегодня, что больше не буду причиной разногласий. Я готов честно сотрудничать со всеми политическими силами, независимо от того, насколько мы расходимся во мнениях по некоторым вопросам, чтобы дать этой стране все, в чем она нуждается, - заключил Анастасиадис.

Читать далее:

  • Хроники кипрской саги о паспортах - (ссылка)
  • Хроники кипрской саги о паспортах. Часть 2 (ссылка)
  • Хроники кипрской саги о паспортах. Часть 3 (ссылка)
  • Хроники кипрской саги о паспортах. Часть 4 (ссылка)
  • Хроники кипрской саги о паспортах. Часть 5 (ссылка)
  • Хроники кипрской саги о паспортах. Часть 6 (ссылка)
  • Хроники кипрской саги о паспортах. Часть 7 (ссылка)
  • Хроники кипрской саги о паспортах. Часть 8 (ссылка)
  • Хроники кипрской саги о паспортах. Часть 9 (ссылка)
  • Хроники кипрской саги о паспортах. Часть 10 (ссылка)
  • Хроники кипрской саги о паспортах. Часть 11 (ссылка)
  • Хроники кипрской саги о паспортах. Часть 12 (ссылка)
  • Хроники кипрской саги о паспортах. Часть 13 (ссылка)
  • Хроники кипрской саги о паспортах. Часть 14 (ссылка)
  • Хроники кипрской саги о паспортах. Часть 15 (ссылка)
  • Правительство Кипра выдало льготное гражданство 18 иностранным инвесторам (ссылка)
Source: philenews.com, cyprus-mail, stockwatch.com.cy
Photos: cyprus-mail
Еще никто не оставил комментарий
Оставьте свой комментарий...
Интересные предложения

Аренда квартиры в Пафосе

€ 800

Новый дуплекс в элитном комплексе

€ 572 000

Уникальный особняк в Платрес

€ 3 450 000

Продается отель в Пафосе

€ 1 350 000

Купить квартиру в Лимассоле

€ 4 500 000

Дом в Лимассоле

€ 795 000

Пентхаус с садом на крыше

€ 1 290 000

Пентхаус с бассейном на крыше в Лимассоле

€ 450 000

Роскошные апартаменты в Лимассоле

€ 670 000

Дом престарелых

€ 5 800 000
Компания «Dom Real Estate» Контакты:
Адрес: Limassol, Cyprus,
Телефон:+357 25 212 212, Электронная почта: info@dom.com.cy